Управление цветом при печати на упаковке
М.Е. Бельский, ООО «Унипринт», г. Киев
02.06.2021
Вопрос управления цветом возник, как необходимость получить качественные цветные изображения в полиграфическом производстве. С данным вопросом сталкиваются все: не только заказчики упаковки, но любой, кто причастен к цепочке процессов - от стадии разработки продукта до приобретения продукции в точке сбыта. Дизайнер, разрабатывая упаковку подбирает цвета, которые хорошо сочетаются и гармонируют друг с другом. В процессе подготовки к печати, переводит дизайн из одной модели в другую (RGB в CMYK) и при конвертации оказывается, что яркие сочные цвета, которые были на мониторе, абсолютно не отображаются при печати, становятся блеклыми и теряется вся идея. С данной проблемой сталкиваются все вне зависимости от выбранного способа печати (офсет, рото, флексо), на любом упаковочном материале, на любой полиграфической машине. Пути решения могут различаться в зависимости от приложения и способа печати. Но, чтоб приступить к решению проблемы, необходимо знать о ее наличии. Любой производственник предпочтёт купировать проблему как можно раньше, ведь время это деньги, а время простоя печатной машины — это незаработанные деньги, не говоря уже о затратах материалов, переделке форм и тем более возврате произведенной продукции клиентом. Именно для этого и существуют цветопробные системы.
Понимая всю серьезность данной задачи, Немецкая компания GMG в 1984 году занялась разработкой систем управления цветом. С того времени выполнено более 12 тыс. инсталляций. А квинтэссенцией достижений стала система GMG OpenColor, которой пользуются во многих странах.
В чем основная проблема?
Объяснение сложности корректного переноса цветного изображения с монитора компьютера на печатный лист лежит в различном механизме формирования цветного изображения. В первом случае - это оптическое смешение цветов, механизм идентичный тому, как мы видим мир, когда при оптическом смешении цветов Red, Green, Blue выходит белый цвет, а при печати – механическое, при котором смешение цветов Сyan, Magenta, Yellow должно дать черный. Обычно RGB называют аддитивным а CMYK субтрактивным смешением. Схематику данного принципа вы можете увидеть на рисунке где визуализировано аддитивный (RGB) и субтрактивный смешение цветов (CMYK).
RGB CMYK
Рис.1 Аддитивное (RGB) и субтрактивное смешение цветов (CMYK)
Но это в теории. На практике, смешивая Сyan, Magenta, Yellow, мы получим грязно-коричневый цвет, поскольку каждая краска в отдельности не идеальна, а при их смешении проблемы накапливаются. Для искоренения данной проблемы было решено добавить черный цвет, так называемый Key. Мной описана лишь одна проблема внутри цветовой модели CMYK, а теперь представьте, сколько отклонений может возникнуть при переводе из RGB (как показывает монитор) в CMYK (как будет напечатано).
С восприятием изображения, увиденного на мониторе, также не все так просто. Уверен, что все из нас сталкивались с ситуацией, когда одна та же презентация, картинка, фильм на разных мониторах или телевизорах существенно отличается. Вопрос настройки и корректного отображения цветов монитором достаточно сложный. Изменение угла попадания света на монитор в течение дня, работа при дневном свете или электрическом освещении, характеристики монитора (разрешение, технология), возраст – все это, да и не только, влияет на отображение цвета и, соответственно, его восприятие человеческий глазом. Для того, чтобы монитор «правильно» отображал все цвета, необходимо работать в экранированных помещениях со специальным освещением, где не меняется свет в течение дня. И даже в таком случае монитор ежедневно необходимо калибровать (осуществлять проверку и настройку) с помощью специальных программ и приборов. Это достаточно трудоемкий процесс, опытные дизайнеры, долго работающие с цветом, как правило заранее знают, из какого процента какого цвета состоит изображение, и понимают, как это будет отображаться на печати. Именно по этой причине такие специлисты высоко ценятся на рынке и дорого стоят.
Точность отображения цвета на цветопробе и в дальнейшем при печати, зависит от сложности выполняемой работы. Для печати простых работ могут использоваться различные программные продукты, которые достаточно корректно отображают стандартные цвета CMYK как на плашках, так и при наложении растровых структур. При печати сложных растровых изображений, когда растровые структуры накладываются друг на друга и добавляются какие-то смесевые специальные фирменные цвета, ситуация осложняется. В растровых структурах, кроме реальных цветов, видны промежутки между точками (так уж устроена печать), которые влияют на восприятие изображения человеческим глазом. Промежутки между точками - это только один из многих эффектов, возникающих при печати растровых структур в наложении. Например, если печатаются вместе три растровых краски, то присутствовать будет цвет материала, чистые цвета (по крайней мере, если процент запечатки небольшой), и наложения как двойные, так и тройные. Когда при печати добавляются растровые пантонные цвета, прогнозировать, в какую сторону пойдет искажение восприятия цвета, очень сложно. И стандартная модель работы всех цветопроб, когда все цвета переводятся в Lab (координаты цвета), уже не гарантирует стабильного прогнозирования передачи цвета при печати таких сложных работ. Так как при переводе значений, полученных со спектрофотометра в Lab, идет потеря данных, незначительных при модели CMYK и недопустимых при применении специальных цветов.
Рис 2. Почему спектральные данные лучше значений Lab
Для лучшего понимания природы возникновения данных неточностей, привожу сравнительные выкладки данных, поступающих в систему для работы в системе Lab (А) и спектральных данных (В). После получения данных со спектофотометра при переводе данных в систему Lab, количество обрабатываемых данных существенно снижается, что критически сказывается на точности вычисления.
А B
Рис. 3. Количество данных используемых Lab(А) против количества спектральных данных (В)
Различие между использованием Lab или спектров не только в том, что в спектре больше данных (это само по себе не гарантирует улучшения результата), а в том, что спектр содержит информацию о физике процесса, т. е. описывает состав отраженного света. Lab же содержит информацию о физиологии процесса, то есть, о том, как человек этот свет воспринял. Физика процесса при этом по большей части теряется. По этой причине Lab (как и XYZ), мало пригодны для физического моделирования, которым занимается OpenColor.
В современной упаковке очень редко используют стандартную цветовую модель CMYK. Высокая конкуренция на рынке требует от производителей использовать все доступные инструменты для производства лучшей упаковки, необходимости использовать специальные фирменные цвета, защитные краски. Данные краски позволяют подчеркнуть узнаваемость бренда, защитить его от подделки или же просто оформить упаковку так, чтобы она сама «продавала» продукцию. Для печати таких работ часто используют семь и более цветов. Чем больше возможностей, тем более критична любая ошибка, недочет.
Именно для решения данных проблем и был разработан продукт GMG OpenColor. Благодаря ему производители печати точно знают, что получат при печати, могут заранее предусмотреть все особенности дизайна, нюансы любой сложности еще на стадии согласования работы с заказчиком. Минимизируется вероятность остановки печатной техники, переделки форм и затрат времени и средств на повторную печать заказа.
Особенности управления цветом в GMG OpenColor
Что же такое этот GMG OpenColor и как он работает? На рисунке ниже проиллюстрированы взаимосвязи в рамках системы управления цветом,построенной на базе GMG OpenColor, где GMG ColorProof отвечает за получение качественной цветопробы и обеспечивает это за счет построенного цветопробного профиля (Proof profile). В свою очередь после построения профиля цветоделения (Separation profile) мы имеем возможность, путем использования GMG ColorPlugin, осуществлять цветоделение в Adobe Photoshop с сохранением слоев изображения и других объектов. Цветоделение может осуществляться на уровне селекций и слоев. Помимо этого можно научить программу Adobe Photoshop корректно отображать на экране пантонные (смесевые) цвета. Многие знают, что программа Adobe Photoshop в стандартном исполнении не может верно отображать пантонные цвета, так как она изначально разрабатывалась не для полиграфии, хотя и отлично прижилась в данной сфере- GMG ColorPlugin исправляет данную проблему. GMG Color Server предназначен для автоматического цветоделения большого числа файлов. Она позволяет в автоматическом режиме оптимизировать входящие файлы, применив к ним заранее заданные настройки, учитывающие все нюансы и необходимости нормализовать, адаптировать файл под печать на выбранном оборудовании определенным способом печати, что существенно ускоряет работу по подготовке файлов к печати и уменьшает пресловутый человеческий фактор. Также существует возможность работы со сторонним программным обеспечением путем обмена файлами стандартизированных форматов.
Рис.4. Схема взаимодействия различных модулей системы цветопробного комплекса на базе GMG OpenColor
GMG OpenColor работает со всеми данными по цвету, которые мы получаем со спектрофотометра (устройство для измерения цвета), библиотек пантонов, станции смешения краски, градационных кривых с печатных машин или допечатного оборудования. Система не пренебрегает данными и работает со всеми доступными источниками ввода информации по цвету и возможному влиянию на него в процессе производства клише и дальнейшей печати.
GMG OpenColor при расчетах учитывает особенности материала-подложки, на который наносится изображение, вид печати, и порядок наложения цветов. Все эти факторы существенно влияют на результат. Материал может иметь цвет, быть прозрачным, металлизированным, впитывающим или невпитывающим краску - все это отобразится на финальном результате. Имея данные по материалу до начала печати тиража, возможно спрогнозировать, как дизайн будет смотреться на нем и внести корректировку, если она понадобится, еще до вывода клише и начала печати. Порядок наложения цветов также влияет на полученный результат, так как каски не смешиваются, а последовательно накладываться друг на друга. Известно, что в флексографии (особенно при повторном использовании клише) очень любят менять местами секции для того, чтобы получить более качественную печать. Это может серьезно сказаться на финальном восприятии цвета. При правильном профилировании процесса печати, чтобы каждый раз получать корректные результаты, порядок наложения цветов меняться не должен. GMG OpenColor позволяет симулировать результат смены порядка наложения красок.
Разные виды печати также влияют на передачу цвета, так как у них разная линиатура, разные по составу и вязкости краски и т. д. и т. д. Эти все данные вносятся в систему, и она строит цветовые модели, с высокой точностью предсказывающие результат печати тиража с учетом всех переменных.
Рис. 5. Источники ввода данных о материалах и оборудовании в систему цветопробного комплекса на базе GMG OpenColor
После ввода данных о материале, печати каждого цвета, система просчитывает и прогнозирует с очень высокой точностью – самой высокой из существующих на рынке программных продуктов, работающих в данном сегменте – что именно мы получим на печати. На рисунке ниже продемонстрированно следующее: в систему введены данные по цвету материала Paper Tint, данные по измерению 100% плашки цветов Pantone Warm Red C и Pantone Yellow 012C, остальные вычисления по наложению система выполнила самостоятельно. Данный подход позволяет минимизировать размер тестовых шкал, необходимых для построения профиля или контроля при печати.
Рис. 6. Визуализация работы логики мультиканального профиля MXN
На следующем рисунке наглядно продемонстрированно прогнозирование наложения Pantone 101 C и Pantone Process Cyan C, создающих вместе новый цвет.
Рис.7. Моделирование спектральной модели нового смесевого цвета полученного при смешении цветов внесенных в систему GMG OpenColor
Ключ к управлению цветом в системе GMG OpenColor лежит в стандартизации процесса печати, работа по заранее прописанному порядку операций и соблюдении определенных правил.
GMG OpenColor - один из немногих продуктов, позволяющих перейти на работу с расширенным цветовым охватом, и иметь возможность использовать его, четко понимая, что будет получено в результате. Печать расширенным цветовым охватом - это печать, использующая многоцветное цветоделение. Расширенный цветовой охват не обязательно семицветный. Hexachrome — частный случай шестикрасочного печатного процесса, разработанного Pantone. Есть разные цветовые модели печати с расширенным цветовым охватом, сравнение которых показано на рисунке ниже. Как Вы можете увидеть, в зависимости от выбранной модели, мы можем смоделировать различное количества пантонных цветов без их непосредственного использования.
Рис.8. Сравнение цветовых моделей используемых при работе с расширенным цветовым охватом
Это очень популярная технология, ее популярность связана с возможностью получить более яркую, насыщенную картинку на упаковке, используя фиксированный набор красок и не используя дополнительные смесевые цвета (пантоны). Существенно уменьшает необходимость держать на складе весь диапазон красок. Избежать остановок на мойку машины при переходе с цвета на цвет. Данная методология сокращает отходы, оптимизирует складские остатки, а также снижает влияние производства на экологию. Казалось бы простой трюк, - но весьма эффективный.
В целом система GMG OpenColor – это удивительная возможность управления цветовым изображением, когда идеи дизайнера воплощаются в реальную упаковку без искажений и потерь цветовых оттенков.
Использование GMG OpenColor
Система управления цветом GMG OpenColor сегодня применяется большинством ведущих производителей упаковки из гибких упаковочных материалов и картона. Программные решения GMG широко используются дизайн-бюро, работающими с владельцами брендов. Инсталляции есть по всей Украине: как у производителей гибкой упаковки так и упаковки из картона. GMG OpenColor в равной степени эффективно работает в типографиях с флексографским, офсетным и оборудованием глубокой печати. Система весьма гибкая, она подстраивается под различные способы печати, учитывая их особенности и технологические ограничения.
Эффективное понимание результата печати до его непосредственного получения - залог успеха данных решений. Ошибку, допущенную в самом начале, исправить на дальнейших участках практически невозможно. Дизайнер хочет увидеть на печати то, что он согласовал с клиентом. Без потерь, без искажений цветов, так же красиво, с такими же четкими линиями, хорошим контрастом, такими же яркими цветами. Задача типографии – это воспроизвести. Для этого весь цикл должен быть профилированным и прогнозируемым.
Когда на полке лежит товар одного бренда, одной серии, он должен выглядеть одинаково. Потому что финальный покупатель хочет быть уверен, что продукция, которую он покупает, это не подделка - это настоящая продукция. Так вот система GMG OpenColor позволяет максимально контролировать, чтобы одна и та же упаковка для продукции, произведенной в разных концах мира, печаталась идентично.
Возможно человеку, не связанному с подготовкой файла (дизайна к печати) покажется все это вторичным и не особенно важным, но как и лавина начинается со снежинок, так и проблемы в получении желаемого при производстве упаковки, начинаются с, казалось бы незначительных мелочей. Но с каждой последующей операцией влияние допущенной в начале неточности все значительнее и, в конце концов, результат может быть бесповоротно испорчен.
Качественное, прогнозированное воспроизведение любой работы- это, в первую очередь, экономия времени и денежных средств для производства. Честно сэкономленные деньги - это честно заработанные деньги.